Изоспороз собак и кошек
     Изоспороз — протозойное заболевание собак и кошек, основными возбудителями которого являются изоспора собачья (Isospora canis) и изоспора кошачья (I. felis), паразитирующие в тонком кишечнике этих животных.

У собак в кишечнике, может паразитировать до 22 видов кокцидий, относящихся к 4 родам: Cystoisospora, Hammondia, Sarcocystis, Cryptosporidium. Среди однохозяинных кишечных паразитов для собак патогенное значение имеют кокцидии из рода Cistoisospora. Установлено, что изоспороз у собак могут вызывать четыре вида изоспор: C.canis, C.ohiolnsis, C.burrowsi, C.neorinalta, которые различаются морфологически лишь по эндогенным стадиям развития.

Ооцисты изоспор яйцевидной формы, средней величины (35-45 мкм длины), покрыты тонкой двухконтурной оболочкой серого цвета. Зрелая ооциста внутри содержит две спороцисты, включающие по четыре спорозоита, а также остаточное тело, а у кошачьей изоспоры остаточные тела имеются и в спороцистах.

Указанные выше изоспоры развиваются сложным путем: в эпителиальных клетках кишечника животных они проходят две фазы развития — шизогонии (множественного размножения) и гаметогонии (полового размножения); во внешней среде осуществляется третья фаза — спорогонии (внутри ооцисты формируются две споры с четырьмя спорозоитами).

Собаки и кошки заражаются изоспорозом алиментарным путем (при заглатывании зрелых ооцист).

К возбудителям кокцидиоза собак наиболее восприимчивы щенки до месячного возраста, но могут болеть - и до шестимесячного возраста. Взрослые собаки являются кокцидионосителями, без проявления клинических признаков болезни.

Данное заболевание регистрировалось на всей территории России , стан ближнего зарубежья и дальнего зарубежья.
По статистическим данным изоспороз чаще регистрируют  на первом месте у собак охотничьих пород, далее у собак которые содержаться в приютах и питомниках, а также у бездомных животных. Наименее часто болезнь наблюдают у животных содержащихся в домашних условиях.
 Основным источником болезни являются млекопитающие, птицы(особенно водоплавающие), щенные суки. У щенных сук возбудитель попадает на вымя, и щенки заражаются спорулированными ооцистами изоспор во время сосания молока. При облизывании вымени и шерсти матери. В тонком кишечнике из ооцист освобождаются спорозоиты, внедряются в эпителиальные клетки слизистой оболочки, проходят стадии бесполого, полового развития и вновь выходят из организма животного в виде ооцист. На каждой стадии бесполого и полового размножения происходит поражение огромного количества эпителиальных клеток слизистой оболочки кишечника. Клетки разрушаются, отторгаются, нарушается процесс переваривания, всасывания, образуются кровоизлияния, очаги некроза.

Инкубационный период при изоспорозе собак достигает 11дней., что связано с биологией возбудителя. Однако известно, что в настоящее время Isospora у кошек и собак эволюционировала и имеет место более развитый жизненный цикл , чем Eimeria; в дополнение к обычному кишечному кокцидальному жизненному циклу они используют хозяев-носителей паразитов, таких как грызуны, у которых спорозоиты, полученные от ооцистов, обнаруживается инкапсулированными во внеинстинальных тканях.
 Клиническая картина острого изоспороза зависит от количества попавших в организм щенка зрелых ооцист, и может характеризоваться вялостью,  В тяжелых случаях развивается диарея в совокупности с выходом крови и слизи, тенезмами ,а также жжением в области промежности и хвоста. Аппетит снижен, возможно анорексия; Полиурия, полидипсия; Обезвоживание; Тургор  снижен; Анемия; Эозинофилия; Щенки лежат, пытаются спрятаться от света. Почти всегда течение изоспороза осложняется условно-патогенной микрофлорой, гельминтами, что значительно затрудняет проведение терапевтических мероприятий.
При хроническом течении болезни: развивается  кахексия; гепатопатия; дисбактериоз и тд.
У животных  у которых была хроническая форма(носительство) изоспороза  отмечалось угнетение , периодическая рвота, понос сменялся запором, по лабораторным данным анемия, гепатопатия.

Дифференцировать необходимо от :
  • Глистной инвазии
  • Дисбактериоза
  • Вирусных болезней
  • Токсикоинфекции
  • других кокцидиозов
     Диагноз на изоспороз ставят на основании микроскопического исследования фекалий по методу Дарлинга или Фюллеборна. Обнаружение свыше десяти ооцист цистоизоспор в поле зрения микроскопа при увеличении 8 х 10 дает основание для постановки диагноза на изоспороз.

Лечение симптоматическое и специфическое.
Терапия изоспороза собак при ее своевременном начале и достоверности диагноза, не представляет проблемы.
На базе нашей клиники было зарегистрировано как острая, так и хроническая форма данного заболевая. Большинство владельцев обращались к ветеринарному врачу уже при хронической форме заболевания.

Эффективными являются сульфаниламидные препараты и нитрофураны, кокцидиостатики. Этиотропная терапия должна дополняться симптоматической, а в случае необходимости и дегельминтизацией.
Для исключения инфекционных болезней собаке (кошке) измеряют температуру (при изоспорозе она чаще невысокая), улучшают условия содержания (ежедневно обрабатывают пол и кормушку горячей водой), назначают легкопереваримые корма.

Профилактика изоспороза собак заключается в поддержании чистоты в помещениях для содержания собак. Периодическом ( не реже одного раза в сутки) туалета вымени кормящей суки. С целью исключения паразитоносительства, обнаружения ооцист и яиц гельминтов необходимо проводить ежеквартальные диагностические исследования взрослых животных. Животным  находящимся в условиях карантина , также подвергаются обследования на цистоизоспороз. Особи, выделяющие ооцисты, подвергаются лечения. Во время выгула  фекалии собак следует собирать в специальную тару. Для дезинфекции помещения можно использовать Веркон, экоцид, хлорамин и тд.

Ветеринарный врач ветеринарной клиники «Идеал» г. Химки
Кутилова Татьяна Сергеевна